Участие в заседании принял директор ГУ ТО «Тулаупрадор» Ташлыков Евгений Сергеевич.
В рамках пленарного заседания министерству транспорта и дорожного хозяйства Тульской области и ГУ ТО «Тулаупрадор» были вручены благодарственные письма Российской Ассоциации «РАДОР», а Евгений Сергеевич Ташлыков награжден почетной грамотой, что подчеркивает значимость и вклад в развитие дорожной отрасли.
В мероприятии участвовали заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Руслан Лечхаджиев, заместители директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов и Ренат Гайнетдинов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, заместитель начальника
ГУ ОБДД МВД России Олег Понарьин, начальник инспекции по контролю в сфере дорожной деятельности департамента аудита транспорта и международного сотрудничества Счетной палаты РФ Владимир Красильников, заместитель начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Дмитрий Козлов, заместитель председателя ТК–418 Евгений Симчук, заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Станислав Головач, начальник отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУ ОБДД МВД России Леонид Ребриков.
В рамках программных выступлений Игорь Костюченко представил информацию о взаимодействии Федерального дорожного агентства с субъектами РФ по развитию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения. В частности, он подтвердил высокие темпы развития дорожного хозяйства числовыми показателями: так, если на старте национального проекта «Безопасные качественные дороги» доля автодорог городских агломераций в нормативном состоянии составляла 44%, то в прошлом году этот показатель достиг 82%, по региональным автодорогам за аналогичный период он вырос с 43,6% до 53%. При этом по итогам 2023 года план был перевыполнен: в эксплуатацию введено свыше 26 тыс. км дорог, что в переводе на площадь укладки верхних слоев покрытия превышает 182 млн кв. м.
Также в обсуждении актуальных вопросов дорожной отрасли приняли участие 70 из 95 членов Ассоциации, в том числе руководители территориальных органов управления дорожным хозяйством 62 субъектов РФ.
Игорь Костюченко сообщил, что на 2024 год общий объем финансирования мероприятий субъектов запланирован в размере 569 млрд руб., из которых 311,4 млрд руб. составит федеральная поддержка. На эти средства предстоит построить и реконструировать порядка 390 км и отремонтировать около 18,6 тыс км дорог.
Особое внимание докладчик уделил реализации пятилетнего плана дорожной деятельности в свете Указа Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». «Национальной целью, согласно Указу, является комфортная и безопасная среда для жизни, - подчеркнул он. - А средством ее достижения для нас станет новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», в котором предполагается пролонгировать действующие федеральные программы в сфере дорожного хозяйства». В числе актуальных задач — увеличение доли автомобильных дорог опорной дорожной сети в нормативном состоянии не менее чем до 85%, на региональной сети — до 60%. Кроме того, появляется такой показатель, как улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах: к 2030 году он должен вырасти на 30%, к 2036 году — на 60%.
Игорь Костюченко также напомнил, что решением Правительства РФ утвержден пятилетний план дорожной деятельности на 2024-2028 год. Также утверждены 88 программ дорожных работ во всех субъектах за исключением г. Москвы. Общий объем федерального финансирования, запланированный на региональные дороги, составляет почти 1,2 трлн руб. На эти средства планируется, в частности, построить 16 обходов городов.
Антон Козлов рассказал об актуальных изменениях в нормативно-правовом регулировании в сфере дорожного хозяйства. В частности, он напомнил, что с 1 марта текущего года изменился институт выдачи спецразрешений на проезд крупногабаритного и тяжеловесного транспорта: теперь согласование маршрута проезда и выдача разрешения осуществляется на основании данных, внесенных в систему. Для сравнения и оценки эффективности такой системы докладчик привел следующие показатели: если в 2019 году количество выданных спецразрешений составляло порядка 300 тыс., в 2023 году оно почти достигло 1 млн, а за последние 2-3 месяца увеличилось кратно в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года. При этом благодаря осуществлению расчета стоимости проезда самой системой в автоматическом режиме выросли и сборы за ущерб, наносимый автодорогам таким транспортом.
Кроме того, добавил выступающий, с 1 марта изменились и условия осуществления весогабаритного контроля: так, появилась обязанность владельца автоматического пункта проверять корректность его работы минимум раз в 100 дней. Также анонсировал еще ряд документов в части весогабаритного контроля, которые находятся в работе. К примеру, предполагается создание федеральной государственной информационной системы, к которой будут подключены все АПВГК, и обработка всей информации, поступающей с них, также будет осуществляться в системе. Более того, предусматривается возможность контроля функционирования АПВГК и их удаленного отключения в случае сбоев в работе.
Внесен в Правительство РФ законопроект, который вводит обязанность водителей крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств проходить весогабаритный контроль. Если документ будет принят, уполномоченный сотрудник Ространснадзора сможет по видеозаписи с камер фотовидеофиксации составить протокол об административном правонарушении в отношении водителей, проигнорировавших его требование о прохождении контроля. Также внесен законопроект об ответственности за нарушение правил движения в зоне весогабаритного контроля (например, сокрытие номерных знаков, движение на сверхмалой скорости, движение транспортных средств вплотную друг за другом и т. п.) - максимальный предполагаемый штраф составит 400 тыс. руб.
Важные документы на стыке интересов Министерства транспорта РФ и ГИБДД были подписаны и опубликованы в начале июня. Они касаются правил размещения средств фотовидеофиксации и обработки данных. С 1 сентября 2024 года информация с оборудования, которое не соответствует этим правилам, регистрироваться не будет.
Ренат Гайнетдинов дополнил выступление коллеги информацией о двух инициативах Минтранса России в части предоставления статистических данных. Во-первых, учитывая отсутствие статистики по автомобильным дорогам с переходным типом покрытия и грунтовым, предлагается пересмотреть форму отчетности по выполнению дорожных работ и выделять в представляемых данных автодороги с твердым покрытием. Также прорабатывается предложение о сборе на региональном уровне информации по дорогам местного значения, расположенным на территории субъекта РФ, с последующим предоставлением в Росстат — это должно повысить достоверность сведений.
Игорь Старыгин выступил с отчетным докладом о работе Ассоциации «РАДОР» в 2023 году и об основных направлениях работы в 2024–2025 годах. Так, одним из важнейших направлений является мониторинг состояния дел в дорожном хозяйстве субъектов РФ. Игорь Старыгин отметил, в частности, рекордный объем дорожных фондов в общем объеме бюджетов субъектов РФ, зафиксированный в 2023 году: он составил 11,3%.
Субъекты, в свою очередь, наращивают объем помощи муниципальным образованиям: в прошлом году он составил 23,8% от объема региональных дорожных фондов, или 383,6 млрд руб.
Повысилось и соотношение нормативной потребности и фактической обеспеченности субъектов в финансовых ресурсах на выполнение дорожных работ: в 2023 году оно достигло 31,7%, тогда как в 2022 году — только 30,3%. При этом вырос уровень обеспеченности работ по ремонту автодорог - до 75,9 %, в чем, безусловно, заслуга национального проекта.
Владимир Красильников в своем выступлении проинформировал участников заседания об основных итогах проверок Счетной палатой РФ использования субъектами средств региональных дорожных фондов в 2023 году. Он отметил значительный вклад субъектов в достижение плановых показателей национального проекта, при этом подчеркнул необходимость проведения инструментальной диагностики дорожной сети и представления в отчетах максимально объективных показателей.
Леонид Ребриков выступил с докладом о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации и реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования. Он сообщил, что Россия вошла в десятку стран, которые снизили показатели смертности в дорожно-транспортных происшествиях на 50% в рамках первого десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2011-2020 годах. Между тем, в 2023 году выросло число погибших в ДТП в ряде регионов. Основными причинами смертельных аварий вне городов остаются столкновения транспортных средств и съезды с проезжей части, а в населенных пунктах — наезды на пешеходов. При этом каждый четвертый погибший в ДТП в 2023 году получил смертельные ранения в результате нарушения скоростного режима.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов выступил с предложениями по обеспечению сохранности дорожной сети. Озвученные им предложения предполагают организацию общественного мониторинга в сфере весогабаритного контроля с элементами цифровизации и использованием искусственного интеллекта.
Традиционно отдельный блок докладов был посвящен ситуации в дорожном хозяйстве субъектов РФ. О текущих задачах и перспективах доложили министр транспорта Пермского края Сергей Вешняков и заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Ислам Ульбашев.
Евгений Симчук посвятил свое выступление обязательным и добровольным к применению требованиям в сфере дорожного хозяйства, в том числе требованиям к проведению строительного контроля и приемки в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования.
Станислав Головач представил доклад о работе государственной информационной системы выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Он сообщил, что сегодня систему используют более 30 тыс. перевозчиков, автопарк которых превышает 183 тыс. транспортных средств — прирост по этим показателям составил 14,3% по сравнению с 2023 годом. Среднее время выдачи спецразрешений сократилось по сравнению с прошлым годом на 18,8% и составило 5,2 рабочих дня. При этом сразу в день подачи заявления выдано более 117 тыс. разрешений — это в 8 раз больше, чем за сопоставимый период прошлого года. Докладчик подчеркнул, что для еще более эффективной работы системы требуется заполнение геоинформационного модуля со стороны владельцев местных автодорог.
В ходе заседания Совета директоров был решен ряд важных уставных и организационных вопросов деятельности Ассоциации «РАДОР»: работа Ассоциации «РАДОР» в 2023 году признана удовлетворительной, одобрен отчет Ревизионной комиссии, подведены итоги рейтинга активности органов управления автомобильными дорогами в 2023 году, награждены отличившиеся работники дорожного хозяйства, а также состоялись выборы нового члена Президиума и принятие нового члена в состав Ассоциации. По результатам голосования Совета директоров в Президиум Ассоциации вошел председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Денис Седов, а новым членом Ассоциации стало Министерство транспорта и развития транспортной инфраструктуры Херсонской области.