3 июня 2020 года в г. Москве состоялось очередное заседание Совета директоров Ассоциации «РАДОР». Вследствие эпидемиологической ситуации в этом году заседание прошло в режиме видеоконференции с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и заочным голосованием по вопросам повестки заседания, требующим в соответствии с Уставом Ассоциации «РАДОР» утверждения Советом Директоров. Выступления докладчиков транслировались в прямом эфире.
К участию в работе заседания Совета Директоров зарегистрировались руководители органов управления автомобильными дорогами 64 субъектов Российской Федерации. От Тульского региона принял участие Директор ГУ ТО "Тулаупрадор" Ташлыков Е. С.
В работе заседания Совета Директоров приняли участие директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Григорий Волков, заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы ФС РФ Владимир Афонский, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, начальник отдела выработки государственной политики и управленческих решений в области обеспечения безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Тимур Гайнетдинов, директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина (заочно) и другие.
Открыл заседание генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. В рамках своего выступления он представил отчет о работе Ассоциации «РАДОР» в 2019 году, дал оценку основным итогам развития дорожного хозяйства субъектов РФ за прошедший период, а также обозначил направления работы Ассоциации «РАДОР» на период 2020 – 2021 годов.
Как отметил Игорь Старыгин, основные усилия дорожников страны сосредоточены на выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и его федеральных проектов «Дорожная сеть», «Безопасность дорожного движения» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», а также на подготовке к старту 5-ого федерального проекта «Мосты и путепроводы», детальная работа над которым идет с прошлого года.
По данным статистической отчетности на 1 января 2020 года протяженность автомобильных дорог регионального значения в нормативном состоянии составила 44,2 % (к концу 2024 года целевой показатель национального проекта «Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям» должен составить 50,9 %).
По данным мониторинга Ассоциации «РАДОР» доля расходов на дорожное хозяйство субъектов РФ в общем объеме расходов бюджетов субъектов РФ составляет 10 %, а уровень обеспеченности и нормативной потребности в финансовых ресурсах в субъектах РФ в 2019 к 2018 году достиг почти 44 % на работы по содержанию и 55 % - на ремонт. Объем субсидий и иных межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на дорожное хозяйство составил в 2019 году 281,2 млрд. рублей против 136,2 млрд. рублей в 2018 году. В 2020 году размер федеральной поддержки субъектов на цели дорожного хозяйства запланирован в размере 191,9 млрд. рублей. Вследствие этого объемы капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог регионального значения в 2019 году выросли к предыдущему году на 36,8 %.
С целью безусловного точного определения необходимых мероприятий по ремонту или капитальному ремонту автомобильных дорог территориальным органам управления дорожным хозяйством предстоит в течение 2020 - 2022 годов организовать проведение инструментальной диагностики основной (опорной) сети автомобильных дорог регионального значения, мостовых сооружений, провести оценку несущей способности конструкций дорожных одежд с использованием современных диагностических лабораторий – подчеркнул Игорь Старыгин.
В своем выступлении генеральный директоров Ассоциации «РАДОР» обозначил иные стратегические задачи, стоящие перед дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации на период 2020 - 2030 годов
На содействие решению важнейших задач отрасли будет направлена работа Ассоциации «РАДОР» в ближайшие годы. Будет продолжена работа по мониторингу состояния дел в дорожном хозяйстве субъектов РФ, повышению финансовой устойчивости дорожных фондов консолидированных бюджетов субъектов РФ и эффективности их использования, по совершенствованию правовой и нормативной базы отрасли, в том числе в рамках «регуляторной гильотины», обеспечению качества выполняемых дорожных работ, оценке технического состояния автомобильных дорог, созданию механизмов обеспечения сохранности автомобильных дорог регионального значения.
Вместе с тем, появляются и новые вызовы - предстоит большая аналитическая работа по оценке хода реализации федерального проекта «Мосты и путепроводы»; подготовке нормативной базы для формирования региональной опорной сети автомобильных дорог РФ и оценке необходимого финансового обеспечения для приведения ее в нормативное состояние, проведению анализа правоприменительной практики федеральных законов и актов, затрагивающих интересы дорожного хозяйства.
В качестве одного из наиболее острых, требующего решения «трудных» вопросов Игорь Старыгин назвал проблему взаимодействий дорожников с владельцами коммуникаций при прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог. Внесение соответствующих уточнений и изменений в федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» позволит снизить обременения дорожных фондов, устранить избыточные требования со стороны владельцев инженерных коммуникаций. Ассоциация «РАДОР» неоднократно на всех уровнях поднимала этот вопрос, и работа в этом направлении будет продолжена.
Выступая перед участниками заседания Совета директоров Ассоциации «РАДОР» директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Григорий Волков высоко оценил значимость тесного взаимодействия Министерства транспорта РФ и органов управления автомобильными дорогами субъектов РФ при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». «Не достижение показателей национального проекта «Безопасные и качественные дороги» по причине распространения новой коронавирусной инфекции не прогнозируется. Несмотря на все сложности текущего момента реализация мероприятий в рамках БКАД идет по графику, большинство субъектов готовы идти с опережением по строительству и ремонту автомобильных работ», отметил он.
Григорий Волков проинформировал участников заседания, что в настоящее время Минтранс России рассматривает предложения субъектов РФ о предоставлении дополнительных объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ. Потребность в дополнительных средствах федерального бюджета на поддержку реализации мероприятий дорожного хозяйства в рамках нацпроекта в субъектах РФ на 2020 год оценивается в 141 млрд рублей.
В целях обеспечения реализации национального проекта и развития дорожного хозяйства Минтранс России ведет разработку ряда нормативно-правовых актов, направленных, в том числе, на совершенствование практики заключения контрактов жизненного цикла, развитие системы автоматизированного контроля на автомобильных дорогах РФ, оптимизацию затрат на электрическую энергию в субъектах РФ и муниципальных образованиях для целей освещения автомобильных дорог, проведение аудита безопасности дорожного движения и других.
В своем обращении к участникам заседания Совета директоров заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы ФС РФ Владимир Афонский выразил полную готовность профильного Комитета содействовать развитию дорожной отрасли и положительно оценил взаимодействие с представителями профессионального сообщества при подготовке законодательных инициатив. Как координатор партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги» Владимир Афонский подчеркнул важность политической поддержки реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». «Партийный проект направлен на достижение поставленных целей национального проекта, формирование культуры ответственного вождения и безопасного поведения пешеходов на дорогах, контроль за состоянием дорог и содействие повышению качества дорожных работ. В текущем году мы проинспектировали 17 субъектов РФ. По сравнению с прошлыми годами число выездных проверок было увеличено более, чем в два раза», – отметил он.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко обратил внимание региональных руководителей на необходимость грамотного финансового планирования: «Крайне важно в сложившейся социально-экономической обстановке обеспечить возможность планомерной работы подрядных организаций». В 2020 году финансирование федерального проекта «Дорожная сеть» составляет 245,7 млрд. рублей, в том числе средства в виде иных межбюджетных трансфертов - 80,5 млрд. рублей. Субъектами планируется завершить 5900 объектов, общая протяженность которых будет составлять более 13 700 км, из них 173 объекта строительства и реконструкции, протяженностью более 473 км. При этом Игорь Костюченко особенный акцент сделал на необходимости обеспечения качества дорожных работ и контроль за исполнением гарантийных обязательств подрядными организациями по итогам ранее выполненных работ.
Вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» было посвящено выступление начальника отдела выработки государственной политики и управленческих решений в области обеспечения безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Тимура Гайнетдинова. Принятыми мерами в 2019 году удалось добиться снижения смертности в ДТП на 11 % по сравнению с 2017 годом и достичь уровня социального риска гибели в ДТП, не превышающего плановый показатель 11,7 погибших на 100 тысяч населения. По информации представителя ГУОБДД МВД России по итогам мая 2020 года количество ДТП сократилось на 13 % по сравнению с прошлым годом, раненых в них – на 14 %, а число погибших - на 2 %. Однако, несмотря на это, превышение прогнозных значений отмечается в 41 субъекте РФ.
Как доложил участникам заседания директор по информационным технологиям ФАУ «РОСДОРНИИ» Андрей Мухортов ход реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в субъектах РФ находится на постоянном контроле в Министерстве транспорта РФ. В режиме еженедельного мониторинга руководству ведомства представляется информация о достижении целевых показателей проекта. В рамках своего выступления Андрей Мухортов прокомментировал некоторые риски не достижения целевых показателей и результатов проекта в ряде субъектов РФ в 2020 году.
О том, какие изменения произошли в системе ценообразования в строительной (дорожной) отрасли за прошедший год в своем заочном выступлении проинформировала участников заседания директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирина Тютьмина. Так, с 1 июля 2020 года вступят в силу дополнения и изменения в федеральную сметно-нормативную базу (ФСНБ-2020), которыми включены более 900 новых и актуализированных сметных норм и расценок, в том числе 21 новая и 50 актуализированных норм и расценок на работы, выполняемые в сфере дорожного строительства. Также дополнением предусмотрено включение в ФСНБ-2020 более 50 позиций сметных цен на строительные ресурсы, применяемые в дорожном строительстве. В настоящее время Минстроем России во взаимодействии с Минтрансом России готовятся к утверждению 60 новых сметных нормативов на современные технологии, применяемые в настоящее время в дорожном строительстве, с одновременным исключением сметных нормативов на устаревшие технологии, а также идет актуализация ряда сметных нормативов посредством учета применения современной дорожной строительной техники.
С интересными докладами о состоянии дел в дорожном хозяйстве регионов и новых подходах к решению задач выступили первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл Александр Сальников и председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Денис Седов. Так, в частности, на обсуждение участников заседания была вынесена подготовленная Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области концепция ликвидации «недоремонтов» на региональной сети автодорог. Денис Седов предложил разработать соответствующий федеральный проект как часть национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В рамках заседания Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» были традиционно подведены итоги рейтинга активности органов управления автомобильными дорогами – членов Ассоциации «РАДОР» в 2019 году. Соответствующий приказ озвучил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.
Согласно повестке заседания Совет директоров Ассоциации «РАДОР» утвердил отчет ревизионной комиссии Ассоциации «РАДОР» за 2019 год, установил размер членских взносов на очередной финансовый год, избрал новых членов Президиума Ассоциации «РАДОР». В состав Президиума Ассоциации «РАДОР» избраны заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики - министр автомобильных дорог Чеченской Республики Тумхаджиев Абубакар Бухаруевич и директор Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Гребешок Константин Сергеевич.
Совет Директоров Ассоциации «РАДОР» также рассмотрел заявления кандидатов на вступление в Ассоциацию «РАДОР» и на основании рекомендаций Президиума Ассоциации «РАДОР» проголосовал за принятие в члены Ассоциации «РАДОР» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства транспорта Республики Крым. Таким образом, количество территориальных органов управления автомобильными дорогами - членов Ассоциации «РАДОР» выросло до 82 субъектов РФ.
В рамках заседания Совета Директоров от имени дорожников субъектов РФ Игорь Старыгин поздравил с 25–летним юбилеем Издательство «Дороги», чьи издания – всероссийская еженедельная информационно-аналитическая газета «Транспорт России» и журнал «Автомобильные дороги» являются одними из наиболее компетентных и уважаемых на российском отраслевом информационном рынке.
Программа Ассоциации "РАДОР"
на 2020 год